Натали Никифорова Три дня подряд проходили мероприятия, посвящённые Дню России и российским поэтам. 12 июня мы провели музыкально-поэтическую встречу в г. Павловский – Посад, Московской области, 13 июня в литературных гостиных в Москве и Петербурге одновременно читали стихи российские поэты, а в понедельник 14 июня прошло завершающее мероприятие: День российских поэтов в ЦДЛ.
Москва порадовала тем, что на дорогах было непривычно свободно. Мне надо было заехать за Константином Александровичем Кедровым и Еленой Кацюбой. Приехала к их дому раньше намеченного срока на полчаса. Решила подняться и выпить чашечку чая, пообщаться с поэтами. Константин Александрович – удивительный человек. Он так много знает, что любое общение с ним доставляет колоссальное удовольствие и помогает расширить кругозор, даёт возможность узнать, что-то новое. Уже закрыла машину и тут вспомнила, что нужно сделать несколько звонков. В итоге: зависла в машине, чай попить не удалось. Решив все срочные вопросы, позвонила Елене и сообщила о том, что я приехала.
Скоро из подъезда вышли Константин Александрович, Елена и Ольга Адрова (http://www.stihi.ru/avtor>jkmuf1), поэтесса, участница клуба ДООС. Они весело разместились в моей машине. Константин Александрович протянул мне с улыбкой что-то маленькое и красненькое. Подарок! Подарок – это всегда приятно. А подарок со смыслом приятен вдвойне! Это оказалось яйцо, состоящее из двух половинок, так, что его можно открыть, как матрёшку. И не просто яйцо, а яйцо с ножками и глазами. Глазастое яйцо, которое может крутить головой на 360 градусов. Скажите, что у яйца не может быть головы? У этого есть. А ещё мне сообщили, что из перекидного календаря стало известно о том, что сегодня, 14 июня, именины у Никифора. Так как я Никифорова, решил Константин Александрович, значит, имею прямое отношение к этим именинам и имею право на подарок. В доказательство мне была подарена и страничка из календаря, которую я сложила и убрала в яйцо.
Скажите мелочь!? Зачем я об этом пишу? Но наша жизнь и складывается из таких мелочей, если они приятные, и жизнь становится приятной. Если замечать больше приятных мелочей, она становится добрее. Я так думаю.
Мы быстро подъехали к ЦДЛ. Около парадных дверей нас встретила Саша Кузнецова, молодая пианистка, которую я пригласила поиграть на нашей встрече.
Вошли в храм литераторов. Приятно, что входишь в ЦДЛ, как в родное место. А работающие в нём люди приветственно улыбаются и радуются нашему приходу.
Не успели мы включить свет в зале и обговорить с администратором некоторые вопросы, как начал собираться народ. Время 17.30. Звучит фортепьяно. Улыбающиеся люди входят в малый зал ЦДЛ. Я радостно встречаю каждого, пока ещё я успеваю это делать. Предлагаю записаться на выступление. Удивительно, раньше все приходящие выражали желание читать. Сейчас большая часть пришедших выражает желание слушать выступление других поэтов. Наташа, которая должна продавать книги, немного задерживается, её в суете забыли предупредить о мероприятии. Пришлось ей лететь с дачи. А пока она добиралась, Игорь Кузнецов, который выложил на стол для продажи 6 своих сборников, организовал сбор выпущенных поэтами книг. Спасибо, Игорь за помощь.
Кто-то писал бумажку с ценой, а кто-то, как, например, Андрей и Лиза Лукашины, написали на своих сборниках: «Бесплатно!»
Андрей Лукашин (http://www.stihi.ru/avtor>andreanna7 ) закончил медицинское училище. Выпустил несколько книг. Первая книга Андрея вышла в США в 1987 году, тиражом 50 000 экземпляров. Это был первый сборник стихов. Общий тираж книг Лукашина составляет 200 000 экземпляров.
На нашей ярмарке была выставлена книга Андрея Лукашина «Величит душа моя Бога». Сборник стихов в твёрдой обложке, 400 страниц.
Елизавета Лукашина учится в лингвистическом лицее №5555. Пишет светлые, наполненные верой в величие и благородство любви, стихи. Лизе 15 лет, но её стихи – это стихи вполне зрелого поэта.
Цветы –стекло, Замёрзший путь. Ни боль, ни зло. Мне не уснуть. Ни взрыв, ни ночь. Ни серебро. Кому помочь? И что добро?
В подарок участникам Дня российских поэтов Лиза предложила свою книгу «Молчание ночи». Сборник стихов и рассказов. Книга в твёрдой обложке, 250 страниц.
«Слово – серебро, молчание – золото, стало быть книга состоит из слов и молчания» - из манифеста К.А. Кедрова «Комментарий к отсутствующему тексту». Учитывая это высказывание текст в новой книге, выпущенной ДООС, набран серебром. Это очень необычно. Стихи, написанные серебром. В сборник, названный «Алмазный фонд» вошли стихи трёх поэтов: Андрея Вознесенского, Елены Кацюбы и Константина Кедрова.
В книгу собраны лучшие произведения поэтов. Составителем сборника выступили Константин Кедров и Елена Кацюба.
Вариант Елена Кацюба Тогда сотворил Бог зеркало и отразился в нём – Так Адам создан был И Бог его любил Как самого себя Дал Бог Адаму зеркало Отразился Адам в зеркале- Так Ева явилась И любил её Адам Как самого себя Посмотрелись Адам и Ева друг в друга Как в зеркало И появились у них дети И Ева любила их Больше самой себя Оттого дети любили только себя И убил Каин Авеля В гневе разбил Бог зеркало И развеял по свету
Оттого мы видим мир Не как создал Бог Но как отражает зеркальный прах.
Это одно из стихотворений из сборника, автор - Елена Кацюба.
Скоро зал наполнился, а в мой список выступающих записалось около 30 поэтов. Ровно в 18.30 Саша закончила играть. Я представила её собравшимся : Александра Кузнецова – студентка 1 курса консерватории, лауреат российских и международных конкурсов. И поблагодарила за выступление. Целый час, пока собирались участники Дня российских поэтов, в зале звучала музыка. Спасибо, Саша.
Я открыла встречу. Рассказала о событиях последних дней, поздравила всех собравшихся с праздником и предоставила слово Константину Александровичу Кедрову: « Выступает — русский поэт, доктор философских наук, философ и литературный критик, автор термина метаметафоры, Создатель литературной группы и автор аббревиатуры «ДООС» (Добровольное общество охраны стрекоз) (1984. Член Союза писателей СССР (1989). Член исполкома Российского ПЕН-клуба. Член Международного союза дворян по линии рода Челищевых (свидетельство № 98 13.11.08) Председатель Союза Поэтов Интернета. Декан факультета Академия поэтов и философов Московской Академии Образования 2001 Константин Кедров (http://www.stihi.ru/avtor>brenko)»
Константин Александрович рассказал нам о своём обществе ДООС, о том, почему надо защищать стрекоз. О том, что пение – это серьезное дело. Помните: «Ах, ты пела? Это дело! Так поди же, попляши!». Здесь дело звучит иронично, а в девизе ДООСа вполне серьёзно: «Ах, ты пела? Это – дело!»
Мы вместе с Константином Александровичем рассказали о нашей последней встрече с Андреем Андреевичем Вознесенским, которая состоялась 30 мая прошлого года.
Константин Александрович закончил своё выступление своими стихами: Земля летела по закон ... 1997 Земля летела по законам тела а бабочка летела как хотела
Константин Александрович покинул сцену и занял место в первом ряду, а я пригласила на сцену следующего выступающего.
«Андрей Вознесенский собственноручно внёс имя этой поэтессы в списки вступающих в Союз писателей России. Ему очень нравились стихи поэта . Я приглашаю на сцену Елену Кацюбу.» - сказала я.
Лена более подробно рассказала о том, как её принимали в Союз писателей. А потом плавно перешла к рассказу о своем словаре палиндромов, , равного которому нет в мире. Это : Кацюба Е. А. Первый палиндромический словарь. — Москва, 1999
Вот как пишет всезнающая Википедия:
Палиндро;м (от греч. ;;;;; — «назад, снова» и греч. ;;;;;; — «бег») — число (например, 404), буквосочетание, слово (например, топот, фин. saippuakauppias = продавец мыла — самое длинное употребительное слово-палиндром в мире) или текст, одинаково (или почти одинаково) читающиеся в обоих направлениях.
Отдельные палиндромические словосочетания и фразы известны с глубокой древности, когда им зачастую придавался магически-сакральный смысл (не лишена этого оттенка, например, фраза На в лоб, болван, использовавшаяся русскими скоморохами в качестве перформативного высказывания). Авторское творчество в области палиндрома начинается, по-видимому, в Средние века. В русской литературе достоверно известно об авторском палиндромном стихе Державина «Я и;ду съ ме;чемъ судия», затем об авторском палиндромном стихе Фета «А роза упала на лапу Азора». Первую попытку многострочного (и довольно длинного) стихотворного произведения в форме палиндрома предпринял Велимир Хлебников в поэме «Разин». Однако расцвета русский литературный палиндром (преимущественно стихотворный) достиг только в 1970—1990-е года в творчестве Николая Ладыгина, а затем Владимира Гершуни, Елены Кацюбы и Дмитрия Авалиани.
Затем Елена почитала нам свои стихи из цикла «Бабочки другого мира»
Бал Они видели лед и вино Лак резьбы, зыбь зеркал Их оды вере — выдохи Ход в роз узор — вдох Но в зареве севера — звон: цин-цин. Но взмахам звон — ниц, ниц. И нет их ада свече в садах и тени Их усики сухи иного бала бог они — ада, сносимого богом, и сон сада.
«Я никогда не мечтала становиться актрисой. У меня с детства были способности к математике. Я намеревалась поступать в университет на мехмат. Параллельно я серьёзно занималась фигурным катанием, танцами на льду, имела звание мастера спорта и не собиралась останавливаться на достигнутом. Но…»
На этом месте моего выступления Елена Скороходова (http://www.stihi.ru/avtor>skorohodova) попыталась прервать меня. Она поняла, конечно, что речь идёт о ней и вышла на сцену.
«Хватит уже, достаточно!» - смущаясь, останавливала она. Но я всё-таки договорила:
«В 1978 году, когда Лена училась в десятом классе, на соревнованиях «Нувель де Моску» случился казус. Перед выходом Лены на старт, табло, которое изображает оценки, вдруг сломалось. Пока табло чинили, Лену крупным планом показывали по телевизору. На всю страну по первому каналу... Это длилось минут двадцать, была прямая трансляция. «А я была вся из себя такая-растакая - не обратить внимания невозможно.» - говорит Лена. На следующий день Чайковской, учителю Лены, позвонил её приятель, актёр театра им. Моссовета В.Ф. Гордеев и спросил: кто это был и не хочет ли она ли стать актрисой? Чайковская об этом, разумеется, рассказала Лене. Так в жизни Лены впервые возникла эта мысль: стать актрисой. «Мысль интересная, я бы попробовала», - сказала она Чайковской.
В итоге Лена поступила в Щукинское училище и закончила его. Снялась в 40 фильмах. Но Лена не только актриса. Она еще и драматург, сценарист, поэт. А в эту субботу Лена дебютировала, как певица.
Сегодня вы услышите стихи и песни в её исполнении."
Первым стихотворением, прочитанным Леной, было Сретенье Иосиф Бродский Анне Ахматовой Когда Она в церковь впервые внесла Дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна. И старец воспринял Младенца из рук Марии; и три человека вокруг Младенца стояли, как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке храма. Тот храм обступал их, как замерший лес. От взглядов людей и от взора небес вершины скрывали, сумев распластаться, в то утро Марию, пророчицу, старца. И только на темя случайным лучом свет падал Младенцу; но Он ни о чем не ведал еще и посапывал сонно, покоясь на крепких руках Симеона. А было поведано старцу сему о том, что увидит он смертную тьму не прежде, чем Сына увидит Господня. Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня, реченное некогда слово храня, Ты с миром, Господь, отпускаешь меня, затем что глаза мои видели это Дитя: он - твое продолженье и света источник для идолов чтящих племен, и слава Израиля в нем".- Симеон умолкнул. Их всех тишина обступила. Лишь эхо тех слов, задевая стропила, кружилось какое-то время спустя над их головами, слегка шелестя под сводами храма, как некая птица, что в силах взлететь, но не в силах спуститься. И странно им было. Была тишина не менее странной, чем речь. Смущена, Мария молчала. "Слова-то какие..." И старец сказал, повернувшись к Марии: "В Лежащем сейчас на раменах твоих паденье одних, возвышенье других, предмет пререканий и повод к раздорам. И тем же оружьем, Мария, которым терзаема плоть Его будет, Твоя душа будет ранена. Рана сия даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око". Он кончил и двинулся к выходу. Вслед Мария, сутулясь, и тяжестью лет согбенная Анна безмолвно глядели. Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле для двух этих женщин под сенью колонн. Почти подгоняем их взглядами, он шагал по застывшему храму пустому к белевшему смутно дверному проему. И поступь была стариковски тверда. Лишь голос пророчицы сзади когда раздался, он шаг придержал свой немного: но там не его окликали, а Бога пророчица славить уже начала. И дверь приближалась. Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами храма. Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. Он шел по пространству, лишенному тверди, он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою, как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась.
Сначала мы хотели читать, естественно, Пушкина. Но… в прошлые входные Лена читала Пушкина в Михайловском на поляне, потом около могилы Александра Сергеевича, потом в эту субботу в Павловском Посаде. Мы подумали и решили. Коли праздник у нас российских поэтов, то и звучать имеют право все поэты. Заменили Пушкина Лермонтовым. Винюсь, идея была моя.
Очень я люблю Михаила Юрьевича. А как сказала Лена Скороходова, он всегда в тени Пушкина. Хотя, по-моему, Лермонтов также велик. В 26 лет и такая глубина мысли, такое знание и понимание жизни и … женщины. Сначала я предложила читать «Парус». Это, простое на первый взгляд, стихотворение, мне кажется, ещё до конца не прочитано. А тема паруса проходит через творчество очень многих поэтов.
Но Лена высказала мысль, что будет интересным показать Лермонтова другим. И поэтому прозвучала:
Лермонтов М. Ю. - «Тамбовская казначейша»
Пускай слыву я старовером, Мне все равно - я даже рад: Пишу Онегина размером; Пою, друзья, на старый лад. Прошу послушать эту сказку! Ее нежданую развязку Одобрите, быть может, вы Склоненьем легким головы. Обычай древний наблюдая, Мы благодетельным вином Стихи негладкие запьем, И пробегут они, хромая, За мирною своей семьей К реке забвенья на покой.
I
Тамбов на карте генеральной Кружком означен не всегда, Он прежде город был опальной, Теперь же, право, хоть куда. Там есть три улицы прямые, И фонари и мостовые, Там два трактира есть, один Московский, а другой Берлин. Там есть еще четыре будки, При них два будочника есть; По форме отдают вам честь, И смена им два раза в сутки; Там зданье лучшее острог...* Короче, славный городок.
II
Но скука, скука, боже правый, Гостит и там, как над Невой, Поит вас пресною отравой, Ласкает черствою рукой. И там есть чопорные франты, Неумолимые педанты, И там нет средства от глупцов И музыкальных вечеров; И там есть дамы - просто чудо! Дианы строгие в чепцах, С отказом вечным на устах. При них нельзя подумать худо: В глазах греховное прочтут, И вас осудят, проклянут.
III
Вдруг оживился круг дворянский; Губернских дев нельзя узнать; Пришло известье: полк уланский В Тамбове будет зимовать. Уланы, ах! такие хваты... Полковник, верно, неженатый - А уж бригадный генерал Конечно даст блестящий бал. У матушек сверкнули взоры; Зато, несносные скупцы, Неумолимые отцы Пришли в раздумье: сабли, шпоры Беда для крашеных полов... Так волновался весь Тамбов.
IV
И вот однажды утром рано, В час лучший девственного сна, Когда сквозь пелену тумана Едва проглядывает Цна, Когда лишь куполы собора Роскошно золотит Аврора, И, тишины известный враг, Еще безмолвствовал кабак, - - - - - - - - - - - - - - - - - - Уланы справа-пошести Вступили в город; музыканты, Дремля на лошадях своих, Играли марш из Двух Слепых.
V
Услыша ласковое ржанье Желанных вороных коней, Чье сердце, полное вниманья, Тут не запрыгало сильней? Забыта жаркая перина... "Малашка, дура, Катерина, Скорее туфли и платок! Да где Иван? какой мешок! Два года ставни отворяют..." Вот ставни настежь. Целый дом Трет стекла тусклые сукном - И любопытно пробегают Глаза опухшие девиц Ряды суровых, пыльных лиц.
VI
"Ах, посмотри сюда, кузина Вот этот!" - "Где? майор?" - "О, нет! Как он хорош, а конь - картина, Да жаль, он, кажется, корнет... Как ловко, смело избочился... Поверишь ли, он мне приснился... Я после не могла уснуть..." И тут девическая грудь Косынку тихо поднимает - И разыгравшейся мечтой Слегка темнится взор живой. Но полк прошел. За ним мелькает Толпа мальчишек городских, Немытых, шумных и босых.
После исполнения стихов Лена взяла гитару. И мы услышали Пастернаковское:
Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме.
Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал.
И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела.
На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.
А затем Андрей Вознесенский:
Сага муз. А. Рыбникова сл. А. Вознесенского Ты меня на рассвете разбудишь, Проводить необутая выйдешь, Ты меня никогда не забудешь, Ты меня никогда не увидишь. Заслонивши тебя от простуды, Я подумаю: Боже Всевышний! Я тебя никогда не забуду, И уже никогда не увижу. Не мигают, слезятся от ветра Безнадежные карие вишни. Возвращаться плохая примета. Я тебя никогда не увижу. И качнутся бессмысленной высью Пара фраз, залетевших отсюда: Я тебя никогда не увижу, Я тебя никогда не забуду ... Даже если на землю вернемся Мы вторично, согласно Гафизу, Мы, конечно, с тобой разминемся. Я тебя никогда не увижу. Эту речку в мурашках простуды, Это адмиралтейство и биржу Я уже никогда не забуду. И уже никогда не увижу.
«Юнона» и «Авось» — одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор.
В названии спектакля использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова.
Вот опять парусники. Я и говорю, что тема паруса и парусника очень любима поэтами. А ещё думаю, что если бы Вознесенский написал только «Юнону и Авось», он уже обеспечил бы себе бессмертие.
После Лены на сцену вышел Дмитрий Дунаев. Дмитрий исполнил в начале песню «Храни нас бог» , а затем очень весело и задорно песню «Пегас», музыка Дмитрия Дунаева, слова Андрея Алексеева.
После этого небольшого музыкально-поэтического концерта я предоставила слово главному редактору Стихи.ру и Проза.ру Дмитрию Кравчуку. Дима рассказал о мероприятиях, проводимых сайтом, о наших альманахах. Поздравил всех собравшихся с праздником.
После выступления Дмитрия Валентина Сергиенко прочитала нам попурри из стихов Андрея Вознесенского. Так уж получилось, что фамилия Вознесенского звучала чаще других на этом празднике. Андрей Вознесенский только что ушёл от нас, и поэтому оправданно внимание, которое мы уделили его творчеству на этой встрече.
Завершили мы первую часть нашего праздника музыкой. Александра Кузнецова – студентка 1 курса консерватории, лауреат российских и международных конкурсов, исполнила Каприччио опус 15, П.И. Чайковского.
Затем зазвучал свободный микрофон. Учитывая, что желающих прочитать оказалось много. 31 человек, читали по 2 стихотворения. Информация специально для Гаспара Арнери Странника (http://www.stihi.ru/avtor>demon1969), который очень переживал и сетовал на то, что я притесняю интересы поэтов и отвожу мало времени на одно выступление. Свободный микрофон закончил звучать в 21.15. Два часа мы читали стихи. Если поделить 120 минут на 31 человека получается по 4 минуты. В анонсе было заявлено 3. Я никого не обидела. Могу сказать, что будь моя воля, я бы позволила читать значительно больше, но нам отводится определённое время в ЦДЛ - 2 часа. Наше же мероприятие длилось с 17.30 до 21.15. За что мы должны благодарить звукооператора Александра и администратора Таисию Петровну Афонину. Надо сказать, что к нам очень хорошо относятся все в ЦДЛ. Так Ирина из буфета прибежала ко мне до начала нашей встречи и спросила, могут ли они уходить, потому что рабочий день у них кончился, или нам нужен будет буфет. Всегда очень приятно общаться с Натальей Познанской и её секретарём Аней. Надеюсь, что наша дружба продолжиться в будущем сезоне.
В свободном микрофоне приняли участие поэты, стихи которых раньше не звучали на наших мероприятиях. Но много было и завсегдатаев.
Вот полный список выступивших:
1. Давыдов-Ростов Денис 2. Михаил Калужный 3. Селёдка под шубой 4. Ирина Лесная-Аванова 5. Андрей Лукашин 6. Елизавета Лукащина 7. Марина Вечер 8. Моргунова Валентина 9. Цымбалова Любамира 10. Натали Мастер 11. Елена Столь 12. Скороходова Елена 13. Андрей Макаров 14. Наталья Гвозьдева 15. Кёма Добрый 16. Голованова Нина 17. Гаспар Арнери Странник 18. Шевченко Алексей 19. Назаров Григорий 20. Шувалов Григорий 21. Полина Корицкая 22. Якубовский Ян – Следокострик 23. Александр Воляев 24. Елена Жмачинская 25. Виктор Жеребин 26. Александр Торлопов 27. Христиана Росс 28. Лида Луткова 29. Фернанда Лавалье 30. Тюкова Зоя 31. Алексей Романенко
Хочется отметить очень высокий уровень стихов, прочитанных в этот вечер. Некоторые выступления мне удалось заснять на мой фотоаппарат. Так выступление вышеупомянутого Андрея Лукашина http://www.youtube.com/wa>tch?v=g1-Ii3XU_IE
и Лизы Лукашиной http://www.youtube.com/wa>tch?v=bsoIwF5JvGo.
Александр Торлопов вначале решил не выступать и записываться на выступление отказался. Посидел, послушал и в середине чтений всё-таки подошёл ко мне: «Запишите, хочу почитать!» http://www.youtube.com/my>_videos_edit.