Пятница, 17.05.2024, 07:12
Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Январь » 13 » Культурные события… © /
20:09
Культурные события… © /
На афише так и значится: спектакль-посвящение.

© / Школа акварели С.Андрияки

Картина А.Н. Бенуа «Деревня Бобруйск близ Петергофа». 1880-е гг.

Васильев и Айвазовский, Репин и Перов, Боголюбов, Васнецов, Верещагин, Саврасов, Серов… Из западноевропейских художников XVI–XVIII веков – П. Дюмустье, С. Делла Белла и Ф. Буше. Работы этих и многих других выдающихся художников из собрания А.Г. Егорова представлены на новой выставке в Школе акварели Сергея Андрияки.
Егоров начал систематически заниматься коллекционированием в 1998 году. Основным критерием отбора работ для собрания стало их художественное качество. Коллекция в значительной степени дополняет многие музейные экспозиции, в том числе самые известные.
А.Г. Егоров, коллекционер:
«Как собиратель произведений искусства, первоочередной интерес я направил на графику, в частности, акварель, на работы, выполненные в смешанной технике. В этом мне помогли сначала встречи, а затем и дружба с народным художником России, действительным членом Российской академии художеств Сергеем Николаевичем Андриякой. Увлечение помогло по-новому взглянуть на судьбы культурного наследия. В ходе встреч с музейными специалистами и искусствоведами вскрывались проблемы, о которых ранее мы имели только смутное представление».
На выставке представлено более 230 акварелей и рисунков XVI – середины XX веков, многие из которых поистине уникальны. Большинство работ выставляется впервые, что дает посетителям возможность открыть для себя новые грани таланта мастеров. Жанровый состав коллекции многообразен: это и портреты, и интерьеры, и бытовые сценки, и натурные зарисовки, и композиции на античные и евангельские сюжеты. Особенно широко представлен пейзажный жанр. Экспозиция поражает обилием имен художников как первого порядка, так и работ незаслуженно забытых мастеров прошлого, виртуозно владевших различными рисовальными техниками – С. Дилакторского, М. Балунина, М. Гужавина, Ф. Клименко, В. Навозова.
Выставка «Акварель и графика из собрания А.Г. Егорова. Русские и западноевропейские художники XVI – середины XX вв.» будет работать до 24 января 2010 года.

/ Адель Соколова, BID.RU

© Y. Arcurs / Фотобанк Лори

Выставка поцелуев

Едва ли не самую актуальную акцию в преддверии Дня святого Валентина предпринял Государственный Дарвиновский музей в Москве. Сегодня здесь открывается выставка под весьма пикантным названием «Все начинается с поцелуя». Причем, как уверяют организаторы экспозиции, ее посетителям не только предлагается пристально разглядывать целующихся, но и самим не стесняться в выражении чувств подобным, хорошо проверенным способом.
Наглядным пособием для столь увлекательного занятия призвана послужить коллекция художника-реставратора Сергея Черкасова. К сожалению, он трагически погиб в молодом возрасте, но оставил необычное собрание фотографий, открыток, вырезок из журналов, запечатлевших самые разные поцелуи.
Вот очаровательная старушка нежно целует бородатого козлика. А рядом на снимке – маленькая девочка, закрыв глаза и сморщив нос, ткнулась в щеку парнишки. Конечно же, есть и влюбленная парочка, укрывшаяся от дождя под огромным зонтом. И совсем неожиданный кадр – двое недавно родившихся бегемотиков тянутся губами друг к другу. Словом, на стендах музея целуются все.
А прямо в зале установили дерево с омелой. Говорят, если под ним поцеловаться, дело непременно закончится свадьбой. Так вот, это чудо-дерево специально предназначено для посетителей, мечтающих вступить в брак. А для тех, кто уже совершил этот обряд, музей подготовил еще один приятный сюрприз – молодоженам вход на выставку бесплатный.
Все это, по замыслу устроителей экспозиции, должно возвысить роль поцелуя в современном обществе. Ведь доподлинно известно, что с древнейших времен у большинства народов именно поцелуй служил выражением любви, почтения, преклонения, преданности и признания превосходства. Дикари целуют землю, камни, амулеты – священные, с их точки зрения, предметы. Христиане лобзают руки церковнослужителей, статуи и иконы святых. Даже у воинов есть высокий ритуал – целование знамени при клятве.
В рыцарские времена поцелуй и вовсе являлся частью этикета, нарушать который не рекомендовалось. В лоб целовали, символизируя разум, поцелуй в глаза означал слежение за соблюдением законов, поцелуем в грудь отмечали любящее Христа сердце. При этом, однако, никогда не забывали и о предательском «поцелуе Иуды».
Но накануне праздника всех влюбленных не хочется говорить о грустном. Куда важнее напомнить о полезном. Ученые выяснили, что в момент поцелуя задействовано 38 мышц лица, и советуют целоваться не менее трех минут – за это время сгорает около 12 калорий.
Остается добавить, что целоваться в Дарвиновском музее можно будет целых два месяца – выставка поцелуев продлится здесь до 11 апреля.

/ Ольга Свистунова,

Памяти «мамы» актерского братства

Директор ЦДА Маргарита Эскина (на первом плане) во время празднования юбилея Владимира Этуша в театре имени Евг.Вахтангова, 2008 год

Директора Центрального Дома актера Маргариту Эскину (1934–2009) помянут сегодня в Москве. Ровно год назад ушла из жизни эта удивительная женщина, которую буквально боготворил весь театральный мир. Бесчисленные представители актерского братства и соберутся в родном ЦДА, чтобы вспомнить о той, кого они ласково называли «прекрасной Маргаритой», Маргошей, королевой Марго.
Более 20 лет возглавляла она замечательный актерский дом, открывшийся 14 февраля 1937 года. Его основателем и первым директором стал ее отец Александр Эскин. Но пройдет еще полвека, прежде чем руководство этим домом – почти как «по наследству» – перейдет к его дочери Маргарите Эскиной.
Выпускница ГИТИСа, много лет прослужившая на телевидении, она получит приглашение перейти на работу в Центральный Дом актера от великого Михаила Ульянова. «Предложение стать директором ЦДА – это было настоящее счастье, – напишет впоследствии в своей книге Маргарита Александровна. – Мне к тому времени было 55 лет. Время уходить на пенсию, а я решила все начать заново».
На ее долю выпадет огромное количество радостей и невзгод. Но даже пожар, случившийся в ЦДА – по роковому совпадению – 14 февраля 1990 года, она переживет достойно и сделает все возможное, чтобы сохранить уникальный актерский клуб.
«Мама» театрального сообщества, деятельная, энергичная, неутомимая, она умела объединить и творческую молодежь, и ветеранов сцены, которые на вечерах в ЦДА всегда были вместе. «Наступит такое время, когда я еще буду жива, но не смогу здесь работать. Как я это переживу, не знаю», – откровенничала Маргарита Александровна.
Судьба распорядилась иначе. Она умерла, едва успев отпраздновать 75-летний юбилей. На ее похоронах, состоявшихся 14 февраля прошлого года, была вся театральная Москва.
Нет никаких сомнений в том, что сегодняшний вечер в память о Маргарите Эскиной в ее любимом ЦДА пройдет с аншлагом. Свое участие в программе подтвердили Иосиф Кобзон, Людмила Гурченко, Александр Градский, Зураб Соткилава, Юлия Борисова, Нани Брегвадзе, Валентин Гафт, Николай Сличенко, Ольга Остроумова, Александр Домогаров, Мария Миронова, Дмитрий Певцов и многие другие. Всех звезд просто не перечислить.

© Д. Астахов / ИТАР-ТАСС

Президент РФ Дмитрий Медведев поздравил Владимира Зельдина с 95-летием

Патриарху российского театра и кино, народному артисту СССР Владимиру Зельдину сегодня исполняется 95 лет. Однако даже это обстоятельство не внесло коррективов в привычный режим жизни юбиляра. «Нет-нет, сегодня никаких торжеств не планирую, буду репетировать в театре новый спектакль «Танцы с учителем», вот 14 февраля случится премьера, тогда все сразу и отпразднуем», – приглашает Владимир Михайлович, принимая многочисленные поздравления.
Олицетворяя собой уникальное творческое долголетие, Зельдин давно уже заслужил право быть занесенным в Книгу рекордов Гиннесса. Он – человек-легенда, человек-эпоха. Родился в царской России, его детство и юность выпали на годы революции и НЭПа, молодость пришлась на Великую Отечественную войну. Он был свидетелем оттепели, застоя, перестройки и зарождения новой России. И почти всю свою долгую жизнь посвятил театру и кино, став ярчайшим артистом, который до сих пор остается в строю, продолжая создавать все новые и новые образы.
«Премьера – главное событие в жизни актера, и потому я сейчас очень волнуюсь», – признается Владимир Михайлович. Действительно, спектакль «Танцы с учителем», который ему предстоит впервые сыграть в ближайшие дни, – из разряда особых. Он создан специально для Зельдина, о нем и в честь него.
На афише так и значится: спектакль-посвящение. В его основе – оригинальная современная пьеса, написанная Юлием Гусманом и Исааком Фридбергом по мотивам биографии выдающегося актера. При этом авторы не скрывают, что отправной точкой послужила популярная комедия Лопе де Вега «Учитель танцев», в которой Зельдин сыграл более тысячи раз. Именно на эту роль он в победном 1945 году и был приглашен в Центральный театр Российской армии, где служит ровно 65 лет.
Однако в новой постановке героем Зельдина станет уже не испанский учитель танцев Альдемаро, а его русский коллега Владимир Михайлович Неделин. Так что замечательному актеру пришлось только сменить фамилию. Но весь его неординарный талант остался при нем. В большом двухактном спектакле 95-летнему юбиляру, как всегда, предстоит исполнять драматические сцены, петь и, конечно, танцевать. Кстати, балетные па отрабатывает с Зельдиным знаменитый танцовщик и балетмейстер Владимир Васильев. Ежедневные репетиции продолжаются по шесть-семь часов.
«В юности я мечтал стать танцовщиком, – рассказывает Зельдин, – поступал в хореографическое училище при Большом театре, но не прошел медкомиссию – врачи обнаружили у меня больное сердце».
И при таком-то диагнозе Владимир Михайлович всю жизнь демонстрирует феноменальный трудоголизм. В настоящее время только в театре он занят в четырех спектаклях, самым любимым из которых называет «Человека из Ламанчи». «Этот мюзикл к моему 90-летию поставил мой друг, прекрасный режиссер Юлий Гусман, и я очень благодарен ему за поистине бесценный подарок», – говорит Зельдин. Похоже, такого же мнения придерживается и публика, которая до отказа забивает гигантский зал ЦАТРА, когда там идет спектакль о Дон Кихоте.
Зельдин сам удивительно похож на героя Сервантеса. Такой же добрый, благородный, великодушный и бесконечно влюбленный в жизнь. «Если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал», – убежден 95-летний актер, сыгравший десятки театральных и киноролей. И наверняка неслучайно телеканал «Россия» в свою сегодняшнюю программу включил показ фильма «Свинарка и пастух», с которого в 1941 году и началась немеркнущая слава Владимира Зельдина. Впрочем, с той поры он мало изменился.

© А. Стоянов / Фотобанк Лори

Памятник А.С. Пушкину в Москве

Своего великого земляка – Александра Сергеевича Пушкина – помянут сегодня москвичи. В 14:45 мск в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке объявят минуту молчания. В этот миг ровно 173 года назад навсегда остановилось сердце самого знаменитого поэта России.
Он умер 10 февраля 1837 года в Санкт-Петербурге, в своей последней квартире на Мойке, 12 после трагической дуэли на Черной речке. С тех пор эта скорбная дата стала Днем памяти Александра Сергеевича Пушкина и отмечается по всей стране, особенно в местах, где он жил и творил, и, конечно, в Москве – родном городе поэта.
Эпицентром событий траурного дня в столице по традиции становится музей на Пречистенке, где собрано около 200 тысяч экспонатов, так или иначе связанных с именем Пушкина. Сегодня вход сюда свободный. Двери открыты для всех, кто хочет почтить память гения русской словесности. Начнется церемония со «Слова о Пушкине». Затем состоится концерт артистов московских театров и филармонии. Свое музыкальное приношение Пушкину подготовили также солисты, хор и оркестр оперного театра Московской консерватории – в их исполнении прозвучит «Реквием» Моцарта.
В программе Дня памяти значится и еще одно важное событие. В музее откроется выставка с интригующим названием «Поэзия пушкинского мифа». И хотя, по словам организаторов экспозиции, она не претендует на исчерпывающую полноту раскрытия темы, представленные раритеты непременно вызовут неподдельный интерес.
Ну как, например, пройти мимо знаменитого самовара Олениных, из которого Пушкин не раз пил чай, бывая в усадьбе Приютино, в гостях у Алексея Оленина, президента Российской академии художеств. После гибели поэта из этого самовара уже никогда и никто не пил чай – по легенде, в память о Пушкине самовар был запаян хозяином в тот день, когда сердце поэта перестало биться. Легендарный самовар был подарен музею крупнейшим пушкинистом Дмитрием Благим, а тот получил его от потомков семьи Олениных, которые, в свою очередь, передали в дар музею немало мемориальных вещей собственной семьи. В том числе туфельки Анны Олениной, одной из возлюбленных поэта, чьей миниатюрной ножкой он восхищался в своих стихах.
Впервые можно будет увидеть и коллекцию семьи потомственных тверских учителей Раменских, с середины XIX века занимавшихся розыском пушкинских меморий. В 1974 году в дар музею их потомки передали 16 личных (по утверждению собирателей) вещей поэта. В их числе детская рубашка Пушкина, его полотенце и гусиное перо, которым он якобы писал свои бессмертные произведения.
Устроители выставки не скрывают, что достоверность некоторых экспонатов пока окончательно не подтверждена экспертами. Но ведь «Поэзия пушкинского мифа» такое дозволяет. К тому же для собственных размышлений на эту тему времени предостаточно: работа выставки продлится аж до 18 мая.

© Киностудия им. Горького / ИТАР-ТАСС

Русский богатырь» советского экрана

Актер Борис Андреев. Кадр из художественного фильма «Большая жизнь», 1946 год.

9 февраля «русскому богатырю» советского экрана, народному артисту СССР Борису Андрееву (1915–1982) могло бы исполниться 95 лет. И это хороший повод вспомнить замечательного актера, который, впрочем, отнюдь не забыт.
Фильмы с его участием постоянно показывают разные телеканалы, причем вне зависимости от юбилейных дат. А зрители всякий раз с неослабевающим интересом смотрят «Трактористов» и «Большую семью», «Кубанских казаков» и «Оптимистическую трагедию», «Путь к причалу» и «Детей Ванюшина», «Сказание о земле Сибирской» и «Остров сокровищ», и еще множество других прекрасных картин, в которых снялся Борис Андреев, один из лучших мастеров отечественного кино.
Косая сажень в плечах и громоподобный голос выдавали в нем по-настоящему сильного и мужественного человека, внешне мало похожего на актера. И потому нет ничего удивительного в том, что на съемочной площадке он появился случайно. Легендарный Иван Пырьев, набиравший актеров для своего фильма «Трактористы», обратил внимание на крупного рослого парня с широким лицом. Им и оказался Борис Андреев, ученик Саратовского театрального техникума, который приехал в Москву с театром на летние гастроли, но не в качестве актера, а как рабочий для погрузки и разгрузки декораций. Однако именно ему суждено было сыграть одну из главных ролей в «Трактористах», которые стали кинодебютом большого артиста.
Но это было не только начало блистательной кинокарьеры. На этой картине, как вспоминал в свое время Борис Андреев, он познакомился с ярчайшими актерами тех лет Мариной Ладыниной, Николаем Крючковым, Петром Алейниковым, который стал его другом на всю жизнь. Причем в самом прямом смысле слова. Известно, что когда Петр Алейников умер, его не могли похоронить на Новодевичьем кладбище: любимец миллионов имел всего лишь звание заслуженного артиста. И тогда народный артист Андреев по согласованию с московскими властями передал полагающееся ему место на престижном погосте в пользу товарища.
Искренность, добросердечность, прямота, присущие Андрееву, органично передавались и его экранным героям, которым зрители поверили с первого взгляда. Это был истинный «Илья Муромец» советского кино. Естественно, что именно он и исполнил заглавную роль в экранизации популярной сказки. Этот могучий талант был буквально нарасхват. Только за четыре года войны всенародно любимый артист появился в 12 новых фильмах, самым знаменитым из которых по сей день остается «Два бойца». Всего же на счету Бориса Андреева более полусотни картин, высоко оцененных не только простой публикой, но и коллегами актера.
«К нему было удивительное доверие у миллионов людей, – говорит народный артист СССР Алексей Баталов. – Появление Андреева на огромном, битком забитом стадионе, где проводилась программа «Товарищ кино», вызывало не просто хлопанье под барабан, это был поток, обвал любви, восторга, признания. Он был тем актером, который всегда оставался самим собой и очень надежным и светлым человеком, а это редкое качество в людях».
Сам же Борис Андреев признавался, что прожил жизнь удачно и интересно. К счастью, основанная им творческая династия получила достойное продолжение. Известным искусствоведом стал его сын Борис Андреев. Режиссерскую профессию избрал внук – тоже Борис Андреев.

© М. Шеметов / ИТАР-ТАСС

Скандальный «Джентельменъ» из ХIХ века

Актриса Марина Александрова (Кэтт) в сцене из спектакля Евгения Каменьковича «Джентльменъ» в театре «Современник»

Спектакль с элегантным названием «Джентльменъ» впервые сыграли в субботу 30 января на сцене московского театра «Современник». Здесь состоялся предпремьерный показ пьесы Александра Сумбатова-Южина, написанной в самом конце ХIХ века и вызвавшей в свое время громкий скандал.
У острой сатирической комедии князя Сумбатова-Южина действительно оказалась сложная судьба. Пьеса, написанная в 1897 году, сразу же была поставлена в Малом театре, где главную роль исполнила великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова. Однако даже это обстоятельство не спасло спектакль от нападок.
Больше всех досталось автору пьесы, едко и крайне нелицеприятно запечатлевшему нравы как московских воротил, кичащихся своим богатством, так и определенной части журналистов. После премьеры на Сумбатова-Южина ополчилось московское купечество, поддержанное прессой. Дело дошло до прошения генерал-губернатору о запрещении «клеветнической» пьесы. Через несколько представлений «по требованию московской публики и лучшей части русской прессы» (так называли себя обиженные) спектакль был снят с репертуара. Однако справедливость все-таки восторжествовала: позднее спектакль восстановили, а Александр Иванович Сумбатов-Южин через два года был удостоен Грибоедовской премии за пьесу «Джентльменъ».
И вот, уже в ХХI веке, идею возродить незаслуженно забытую комедию предложил «Современнику» приглашенный в театр на постановку режиссер Евгений Каменькович. Художественный руководитель «Современника» Галина Волчек с огромным интересом отнеслась к этому замыслу, увидев в тексте прямые параллели с тем, что происходит в сегодняшней Москве.
Однако режиссер не переносит время действия пьесы в наши дни. Следуя за автором, он помещает свой спектакль в 1897 год. Более того, на афише театра на Чистых прудах комедия «Джентльменъ» даже сохранила старое правописание. В спектакле занято 14 артистов, в числе которых настоящие звезды «Современника». Это Марина Александрова, Артур Смольянинов, Ольга Дроздова, Иван Стебунов, Дарья Белоусова, Елена Козелькова и другие. Премьерные показы «Джентльмена» состоятся 5, 14 и 22 февраля, так что имеет смысл заранее позаботиться о билетах. Зрелище заслуживает того, чтобы его увидеть.

© А. Куров / ИТАР-ТАСС

Сцена из спектакля режиссера Римаса Туминаса «Маскарад» по пьесе М. Ю. Лермонтова в Государственном академическом театре им. Вахтангова

«Спешите видеть!» Так в старину писали о спектаклях, которые ни в коем случае нельзя было пропустить. К их числу, бесспорно, относится «Маскарад», премьеру которого давали два вечера подряд – 21 и 22 января – в Московском академическом театре имени Евг. Вахтангова.
Поэтическая драма Лермонтова в постановке художественного руководителя вахтанговцев, талантливого литовского режиссера Римаса Туминаса, произвела настоящий фурор. Впрочем, то, что новый спектакль обречен на оглушительный успех, стало абсолютно ясно уже на состоявшемся накануне генеральном прогоне. В театральной практике его принято называть спектаклем «для пап и мам». В переполненном зале буквально яблоку негде было упасть. Понятно, что аншлаг составили не только «родители» участников спектакля. Среди присутствующих был и Министр культуры РФ Александр Авдеев. Он не скрывал эмоций и откровенно признался, что «Маскарад» ему «очень понравился». Похоже, мнение министра разделило большинство публики, потому что спектакль завершился долго не смолкавшей овацией.
Известно, что впервые лермонтовскую драму Туминас поставил в своем вильнюсском Малом театре, где она поистине триумфально идет уже 12 лет. «Московская версия – это не копия, а авторское повторение», – уточнил режиссер. «»Маскарад» ходит за мной по пятам, – продолжил он. – Может, еще через 10 лет я к нему обращусь снова. Но структура все равно должна остаться такой, как она есть».
А потому, как однажды придумал Римас, на вахтанговской сцене так же кружит бутафорский снег, вовлекая в свою кутерьму роскошных светских людей. Вот он – маскарад! Яркие костюмы, загадочные маски, все злословят, шутят, морочат, оставаясь неузнанными. Бездумно начатая интрига обрастает подробностями, домыслами и катится, как снежный ком, на жертву и искусителя. Вот такими, казалось бы, простыми, легко прочитываемыми метафорами режиссер доводит трагическую историю о любви и ревности до почти непереносимой пронзительности.
«Если женщина решила согрешить, лучше все украшения оставить дома. Их можно потерять, и случится трагедия. В «Отелло» – платок, тут – браслет», – лукаво замечает Туминас, имея в виду незадачливую героиню спектакля Нину. «А вот ее мужа Арбенина я не стану осуждать», – переключается режиссер на философское рассуждение. «Над нами рок, он существует, – развивает свою мысль Туминас. – Кто виновен, кто прав, я не ставлю этого вопроса на сцене. Можно бороться с собой, с другим – нет. В этом смысле я давно объявил перемирие».
Замысел режиссера идеально воплотился в актерских индивидуальностях вахтанговцев. Роль Арбенина потрясающе исполнил ректор Щукинского училища, маститый артист Евгений Князев. Нину играет совсем юная Мария Волкова, князя Звездича «в очередь» представляют Леонид Бичевин и Владимир Бельдиян, а баронессу Штраль – Лидия Вележева и Марина Есипенко. Словом, в «Маскараде» занята вся звездная рать Вахтанговского театра. Но все же главным героем этого невероятно красивого и мистически завораживающего спектакля по праву стал знаменитый вальс Арама Хачатуряна.
«Более всего я рад, что эта чарующая музыка возвращается на вахтанговскую сцену, – восклицает Туминас. – Вальс, специально сочиненный для этого театра, а точнее, для его актрисы Аллы Казанской, исполнительницы роли Нины, прозвучал на премьере «Маскарада» 21 июня 1941 года. И трагически был оборван войной. Спустя семь десятилетий мы возвращаем этот спектакль на сцену, но прежде всего – легендарный вальс, который должен жить в родных стенах».
В следующий раз «Маскарад» сыграют 28 января. Однако не исключено, что все билеты на это представление уже проданы. Так что следите за афишей и постарайтесь ни в коем случае не пропустить одно из главных событий театрального сезона.

/ Ольга Свистунова,

© М, Климентьев / ИТАР-ТАСС

Министр культуры РФ Александр Авдеев, театральный критик, историк театра Анатолий Смелянский, художественный руководитель МХТ им. А.П. Чехова Олег Табаков (слева направо) и супруга президента РФ Светлана Медведева перед торжественным вечером «Наш Чехов» в МХТ им. Чехова

Свыше трех с половиной часов в МХТ имени Чехова признавались в любви к великому драматургу. Именно в таком ключе был срежиссирован вечер, который состоялся здесь 26 января и был посвящен 150-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860–1904).
Как важнейшая веха в истории мировой культуры, эта дата будет отмечаться 29 января. А накануне великий писатель объединил почитателей своего таланта в Московском Художественном театре, носящем его имя. И надо заметить, что, несмотря на аномальный мороз, сюда устремилась буквально вся театральная Москва. Любовь к Чехову с гостями и участниками торжества разделила супруга Президента РФ Светлана Медведева.
Прежде чем появиться в зрительном зале, супруга президента ознакомилась с выставкой «Художественный театр и Чехов», развернутой в Зеленом фойе. В сопровождении художественного руководителя МХТ Олега Табакова, историка театра Анатолия Смелянского и Министра культуры РФ Александра Авдеева Светлана Медведева с интересом осмотрела редчайшие экспонаты. Ее особое внимание привлекли четыре крошечные золотые книжечки, одну из которых Чехов подарил Немировичу-Данченко, выгравировав на ней слова: «Ты дал моей «Чайке» жизнь». Разумеется, женский взгляд не мог не остановиться и на красивых, элегантных костюмах, в которых мхатовцы играли чеховских героев. В их числе, как известно, была и жена великого драматурга Ольга Леонардовна Книппер-Чехова.
Вечер открыл Министр культуры РФ Александр Авдеев, огласивший текст приветствия Председателя Правительства РФ Владимира Путина юбилейному чеховскому вечеру в Московском Художественном театре.
Потом на прославленную сцену вышел художественный руководитель МХТ Олег Табаков и произнес «Слово о Чехове». «После оглушительного провала «Чайки» в Императорском Александринском театре Антон Павлович не ходил в театр, считая его «эшафотом, на котором казнят драматургов», – напомнил до отказа заполненному зрительному залу Олег Табаков. – Но когда 17 января 1904 года в МХТ состоялась премьера «Вишневого сада», друзья все-таки уговорили Чехова прийти на спектакль. Он появился в антракте, и публика устроила ему стихийное чествование. Все знали, что болезнь не оставила шансов великому драматургу, и он умирает. Обнадеживающе прозвучало тогда обещание Немировича-Данченко, что МХТ всегда будет «домом Чехова»».
«Однако так не случилось, – не без горечи посетовал Табаков. – Долгие годы театр носил имя Горького, и лишь 20 лет назад обрел законное имя, став, наконец, «чеховским домом»». «Свой вечер мы назвали «Наш Чехов», – сказал худрук МХТ. – Но по жанру это признание в любви».
После столь эмоционального приветственного слова на мхатовской сцене и состоялось это самое признание в любви. Без лишнего пафоса прозвучали письма Антона Павловича, адресованные дорогим ему людям – сестре Марии, жене Ольге, а также Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко. А на импровизированном экране периодически возникали кадры, запечатлевшие фрагменты из лучших чеховских спектаклей разных лет. Кроме актеров МХТ, в вечере приняли участие их коллеги из многих московских и питерских театров, по-настоящему влюбленные в Чехова.
Следует заметить, что это чувство, подобно мифическому средству Макропулоса, наиблагоприятнейшим образом действует на актрис, которые молодеют буквально на глазах. Так, Инна Чурикова, игравшая много лет назад в ленкомовском «Иванове» вместе с незабвенным Евгением Леоновым, ничуть не изменилась с тех пор. Подобный эффект продемонстрировала и Алла Демидова. «Тридцать лет назад в Театре на Таганке я исполняла роль Раневской в «Вишневом саде», а Лопахина играл Владимир Высоцкий, – напомнила она. – И была бесконечно влюблена в этот спектакль». А когда на сцену в образе Шарлотты из того же «Вишневого сада» выпорхнула Алиса Фрейндлих, зал взорвался аплодисментами. А актриса между тем еще больше подогрела реакцию публики, процитировав слова своей героини: «Я не знаю, сколько мне лет, и мне кажется, что я все еще молоденькая».
Впрочем, как выяснилось, любовь к Чехову положительно сказалась и на мужчинах. Отлично выступили ведущие вечера – популярные актеры Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Дмитрий Назаров и Анатолий Белый. Молодцом выглядел и Олег Табаков, и даже трудно было представить, что в нынешнем году ему исполнится 75 лет.
Словом, чеховский вечер в МХТ, бесспорно, удался и потому завершился долго несмолкавшей овацией. Однако зрители не спешили расходиться и по старинной традиции в театральном фойе поднимали бокалы в память о вечно любимом Антоне Павловиче Чехове.

/ Ольга Свистунова,

Источник: bid.ru

Рубрика:Дайджест, Uncategorized
Категория: Новости | Просмотров: 434 | Добавил: impaingthe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Помощи крайней проповеди.
  • Пользователя страница администраторы: новости файлов.
  • реклама вечеринку детский.
  • Партнеров comarch разговора.
  • Зарегистрированных разделе опубликовано опубликовано юбилейном.
  • Выявлению 17/05/2010 изменения 05/26/2010.