Четверг, 02.05.2024, 08:43
Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Май » 5 » Процесс обучения (аттестация)
20:09
Процесс обучения (аттестация)
Каждый учащийся в группе выполняет упражнение.

Приветствую, друзья! Решил выложить сегодня необычную статью, которая больше, думаю, поможет молодым педагогам чудесного предмета – ХИМИИ. С подборкой материала помогла нашему сайту Васильева Е.Г., за что ей огромное спасибо!

Эффективность процесса обучения в большей степени зависит от того, как учителю удаётся вызвать интерес учащихся к предмету, пробудить потребность в познании.

Для себя я выделила следующие основные условия, при которых возникает и развивается познавательный интерес к учению:

1. Организация обучения, при котором ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера.

2. Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен.

3. Использовать более эффективные методы и приёмы, которые помогают успешнее заниматься и усваивать новый материал.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными раннее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

5. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа учащихся, тем интереснее ему работать.

7. Яркость, эмоциональность учебного материала с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

8. Избегать перегрузок учащихся.

Чтобы активизировать познавательную деятельность и избежать перегрузку учащихся, большое внимание уделяю групповой работе. Сжатое изложение материала в виде школьной лекции на одном уроке. Другой урок начинаю с фронтального опроса и затем групповая работа ребят для проработки материала, углубления и систематизации знаний. В группе по 3-4 человека, среди них назначается консультант. В процессе групповой работы осуществляется три взаимосвязанные функции – корректирующая, обучающая, контролирующая.

Первая часть работы в группах – корректирующая – посвящена проверке теоретических знаний всех учащихся класса. Консультанты проводят контроль знаний по вопросам. Ответы слушает вся группа, вносят дополнения, уточнения.

Следующая часть работы в группах – обучающая, которая отводится развитию умений, навыков в написании химических реакций, решении задач. Каждый учащийся в группе выполняет упражнение. Качество выполняемых заданий комментирует консультант или кто-то из учеников. Какова моя роль – наблюдаю за работой групп или включаюсь в обсуждение вопросов в группе.

Оставшаяся часть – контролирующая – отводится самостоятельной, письменной работе.

Главное назначение таких уроков – научить всех и каждого, продолжить развитие таких положительных качеств личности, как умение работать в коллективе, отстаивать своё мнение, уважать мнение других и является хорошим тренингом устной речи. (Обобщающий урок по теме «Основания».)

Традиционно при подготовке к урокам приходится разрабатывать многочисленные обучающие и контролирующие дидактические материалы по каждой теме. В результате накапливается огромное число карточек. Однако их число можно значительно уменьшить. Для этого я использую в своей работе интегративно – модульные карточки (ИМК). Эти карточки универсальные, так как имеют долговременный и интегративный характер. Долговременный характер обеспечивается включением в них содержания многих уроков, тем и разделов. Интегративный характер обеспечивается включением в ИМК модулей, то есть включением в них относительно самостоятельных и дидактически законченных узлов обучения.

В данной ИМК «Классы неорганических соединений» представлены 4 самостоятельных модуля: А (оксиды), Б (основания), В (кислоты), Г (соли). Модули содержат в закодированном виде следующую информацию: общие формулы классов веществ (В – 1); классификация веществ (В – 2); химические свойства веществ (В – 3, 4, 7);   получение веществ (В – 5, 6,); уравнения в ионном виде (В – 8). Необходимо определенное время для того, чтобы ученики привыкли работать с такими карточками, так как в каждом варианте закодирована химическая информация. Карточки можно использовать в процессе фронтальной, парной, групповой, индивидуальной работы. При фронтальном опросе я указываю вариант и номер задания, формулирую само задание и называю фамилию отвечающего. Ученик дает ответ устно, не выходя к доске. Остальные ученики по своим карточкам следят за ответом. Если же отвечающий сделал ошибку, то другой ученик, заметивший её, вносит исправления в ответ товарища. Когда ученики сориентируются, как работать с карточкой, то в дальнейшем они сами друг другу указывают варианты и формулируют само задание. При такой форме работы ученики не только слышат, но и видят поставленный вопрос. По мнению методистов, когда ученики слышат и видят вопрос и ответ, то усвоение информации идёт на 50%, а если еще идет обсуждение с другими учениками, то усваивается 70% информации. Можно сочетать фронтальную и парную работу, или фронтальную и групповую работу.

Например, основная группа учащихся работает в парах над вариантами А1-А4, затем идёт фронтальный опрос, а сильные ученики работают с более сложными вариантами А5-А8. Затем идёт обсуждение у доски.

ИМК дают возможность организовать учебную деятельность разных уровней:

-         репродуктивный (I);

-         репродуктивно – продуктивный (II);

-         продуктивный (III).

Также можно использовать различные формы групповой работы:

1)    обычная групповая работа – каждая группа выполняет свой вариант задания:

- 1 группа – А;           – 2 группа – Б;           3 группа – В;

2)    кооперировано – групповая – каждая группа выполняет отдельную часть общего задания:

-         1 группа – А1, 2;           – 2 группа – А7;           3 группа – А5;

3) дифференцированно – групповая – каждая группа выполняет разноуровневые задания:

-   1 группа – I уровень;

-   2 группа – II уровень;

-   3 группа – III уровень.

Преимущества ИМК:

1)    является отличным тренингом устной речи с применением химических терминов;

2)    даёт возможность аргументировано и последовательно излагать свои мысли ;

3)    развивает умение применять знания в процессе диалога с учителем и учениками;

4)    дает возможность использования личностно-ориентированног>о дифференцированного подхода;

5)    выполняет образовательные функции обучения, тренинга, контроля, самоконтроля, воспитания и развития;

6)    соответствует обязательному минимуму содержания образования;

7)    способствует формированию у детей положительной мотивации к изучению химии и созданию психоэмоционального комфорта на уроках;

8)    даёт возможность избежать затрат времени на изготовление дидактического материала.

(Серия уроков по теме «Соединения серы»).

Не менее интересные и воспитывающие уроки – интегрированные уроки.

Такие уроки объединяют знания, полученные на различных уроках, и позволяют создать у ребят единый взгляд на мир.

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».

Эти уроки развивают познавательный интерес, так как чем больше узнаёшь, тем больше вопросов возникает. Этот парадокс подметил один древний мудрец. И объяснил своим ученикам так: «Пусть песок, на котором мы стоим, есть всё неизведанное. Ваши знания давайте обозначим малым кругом. – Мудрец начертил на песке небольшой кружок. – Мои же познания глубже ваших, поэтому и круг мой будет большим. У кого граница соприкосновения знания с незнанием больше, у того и больше вопросов возникает».

Интегрированные уроки ставят новые вопросы перед учащимися и кому-то захочется найти ответ на них, прочитав дополнительную литературу, а для некоторых отпадёт вопрос, который учащиеся иногда задают: «А зачем мы это изучаем?».

(Интегрированный урок химии и физики по теме «Чай: как он приятен, крепок, вкусен и ароматен»).

Многие педагоги, психологи отмечают, что одним из проверенных способов формирования у школьников познавательных интересов является – игра. Каждая игра помогает решить определённые дидактические задачи. Превращая процесс обучения в игру, труд детей становится радостным и творческим.

С первых шагов изучения химии у ребят возникают проблемы в запоминании химических элементов. Чтобы лучше освоить, закрепить произношение, название, написание химических элементов я провожу в классе урок – игру по теме «Химические элементы».

(Урок прилагается)

Каждый учитель заинтересован в том, чтобы внеклассная работа расширяла и углубляла знания учащихся, развивала их познавательную активность, давала возможность применять знания на практике, воспитывала в ребятах любовь к предмету. Я решила обратиться к сказке, так как, во-первых, это всегда очень поучительная история, где добро побеждает зло; во-вторых, сказку любят все, от мала до велика; в-третьих, повышается интерес к предмету. Сказка была подготовлена учениками 10 – 11 классов и показана во 2, 3, 4 классах. После каждого представления ученики начальной школы под руководством старшеклассников провели первый в своей жизни настоящий химический опыт. (сценарий сказки прилагается).

Учение с увлечением – один из важнейших путей активного мышления учащихся. Следует помнить мудрые слова Ушинского К.Д., который назвал учение трудом, но трудом полным мысли, при котором интерес к учению вытекал бы из серьёзной мысли. Поэтому в современной системе методов обучения выделяется группа мотивов долга и ответственности. К ним относят методы убеждения учащихся в общественной и личностной значимости учения, методы упражнения и приучения к выполнению требований, метод благоприятного общения, метод поощрения или порицания.

Если школа становится домом радости, а учение одним из любимых и успешных занятий, то успешно формируется личность деятельная, оптимистичная.

И последнее. Детям надо чаще напоминать о том, как нужен и важен труд каждого человека. « Наиболее счастливые люди на свете те, кто считает свою работу крайне важной для всего человечества. Очень счастливые люди, которые считают свою работу важной для страны, для своего народа. Счастливые люди, которые видят, что их работа важна для окружающих и подлинно несчастные те, кто не знает кому и зачем нужен их труд. Когда принимаемся за работу…попробуем понять, что наш сегодняшний урок действительно важен для всех людей на земле и в стране ». (С. Соловейчик)

Категория: Новости | Просмотров: 678 | Добавил: impaingthe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Помощи крайней проповеди.
  • Пользователя страница администраторы: новости файлов.
  • реклама вечеринку детский.
  • Партнеров comarch разговора.
  • Зарегистрированных разделе опубликовано опубликовано юбилейном.
  • Выявлению 17/05/2010 изменения 05/26/2010.